Явленные чудеса в Православии
pravilo-sximonahini-Antonii

Как Никогда Не Осуждать!

  • О том, почему нельзя осуждать и как этого не делать!

Братья и сестры ниже я собрал материал об очень важном, прочитайте пожалуйста, и пусть эти слова проникнуть в наши сердца.

«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лука 6,37)

Слова Христа Спасителя из Нагорной проповеди. Как просто и легко они звучат. Господь не ставит перед людьми бремени неудобоносительного, не завышает требования, не возлагает непосильного. Как просто спасти свою душу, было бы на то желание…

Не осуждайте, и не будете осуждены. Как можем мы, сами погрязшие в своих грехах, допускать в свое сердце мысли об осуждении ближнего своего? Откуда нам знать, как бы мы сами поступили в той или иной ситуации? Хорошо известно, что, за что мы осуждаем , в то же сами и впадаем.

Одна православная женщина, живя Церковной жизнью, несшая послушание на клиросе и состоявшая в Венчанном браке, очень осуждала тех женщин, которые, по одним лишь им ведомым причинам, изменявшим своим мужьям. Очень осуждала. Господь не замедлил смирить ее, попустив бесу блуда искусить ее – и вот, как результат, в 62 года она сама впала в грех прелюбодеяния.

Другой женщине никак не удавалось вспомнить хоть раз об одном человеке, что бы ни осудить его. Однажды этот человек умер и вот женщине дается такое видение – стоит душа человека, которого она осуждала перед развилкой, направо Рай, налево ад, и голос громогласный «Куда её?» . И тут женщина в величайшем страхе и трепете поняла что все это время она брала на себя Суд Божий, похищая его у Единого Судии! Это конечно было самым страшным прозрением, но было и второе прозрение – она поняла, что даже этому человеку, которого она не могла не осудить ни при каких обстоятельствах — она не пожелала бы вечных мук ада! Это все поразило ее до глубины души и привело к великому покаянию. Осуждая — мы судим! Так кто мы такие, что бы похищать и брать на себя Суд Божий? И как мы себя будем чувствовать, представ пред Единым Судьёй?
Будем же бояться осуждать ближнего своего, ибо сами можем в скором времени оказаться на месте осуждаемых.

Преподобный Иоанн Лествичник дает нам необходимое наставление:

«Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: “Оставьте такую любовь, чтобы не оказалось ложным сказанное: оклеветающаго искренняго своего, сего изгонях (Пс. 100, 5)”.

Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу. Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник – в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена.

Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подущающему его бесу. Ибо никто не желает грешить против Бога, хотя каждый из нас согрешает не по принуждению.

Видел я согрешившего явно, но втайне покаявшегося; и тот, которого я осудил как блудника, был уже целомудрен у Бога, умилостивив Его чистосердечным обращением.

Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему: “Перестань, брат, я ежедневно впадаю в лютейшие грехи – и как могу его осуждать?” Ты сделаешь, таким образом, два добра и одним пластырем исцелишь себя и ближнего. Это один из самых кратких путей к получению прощения грехов, то есть, чтобы никого не осуждать. Ибо сказано: не судите, и не судят вам (Лк. 6, 37).

Как огонь противен воде, так и кающемуся не сродно судить. Если бы ты увидел кого-либо согрешающим даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его; ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца.
Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как, в самом деле, истинно, что каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7, 2), то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесный или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает.

Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому имеют недуг сей страсти, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечения о своих согрешениях. Ибо если человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел бы свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакивание и самого себя не достанет ему времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния – и не нашел в нем и следа злословия и осуждения.

Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешить, или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое.

Знай, что и это признак памятозлобного и завистливого человека, если он легко, с удовольствием порицает учение, дела и добродетели ближнего, будучи одержим духом ненависти.

Видал я таких людей, которые тайно и скрытно соделывали тяжкие согрешения, а между тем, считая себя лучшими других, безжалостно нападали на тех, которые увлекались в легкие, но явные проступки.

Судить – значит бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать – значит погублять свою душу.

Как возношение и без другой страсти сильно погубить человека, так и осуждение, одно само по себе, может нас погубить совершенно; ибо и фарисей оный за сие осужден был.

Как добрый виноградарь вкушает только зрелые ягоды, а кислые оставляет, так и благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо узрит; безумный же человек отыскивает пороки и недостатки. О нем-то сказано: испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания (Пс. 63, 7).

Св.Паисий говорил: да любите друг друга! Если хотите молитесь за них, а не осуждайте! И не вводите в грех осуждения других людей, которые только стали на дорожку православия! Любви вам!
Нажмите пожалуйста на лайк и на кнопочки, поддержите и поделитесь!:

 Предлагаю поделиться своими впечатлениями и мыслями об этой статье.

Комментарии
Гость

Добавлено: 05.07.2016 04:29
Золотые слова здесь написаны! Читать бы их почаще, и осознавая все больше, избавляться от порока осуждения.

Раб Божий

Добавлено: 04.04.2017 00:50
Очень хорошая статья о том как не осуждать и как это важно. Да, что может быть хуже осуждения или обиды, но как часто мы впадаем в сии грехи, надо неустанно бороться с этим, сколько бы не получалось, продолжать бороться, и только непременно просить у Господа помощи в этом. Для начала станем осуждать меньше а потом и вовсе научимся видеть в людях хорошее только, а плохое приписывать только искушающему этого человека злому духу. И не будем судить, а будем жалеть такого человека, как жалеем всякого человека болеющего недугом телесным, или всякого побитого человека. А грех есть тот же недуг, только духовный и тоже поражение только в духовной битве. И не будем осуждать, дабы искушающий того человека лукавый, не приступил к нам искусить нас в том же. Не зря говорится отцами, что в чем осудим в то и сами обязательно впадем. Кроме того слышал еще золотые слова, что мы можем заметить и осудить человека только в тех грехах и страстях, которые сами еще не побороли в себе до конца. Помоги нам Господи всегда об этом помнить и прежде чем осудить кого либо, посмотреть прежде на свою далеко не святую жизнь и вспомнить в страхе о Единственном Судье, дабы не красть Его суд. Помоги и помилуй нас Господи!

Виктор

Осуждать «можно»:
— мысленно и вслух;
— отсутствующих и присутствующих;
— кого мы знаем и кто находится от нас в 50-100 метрах (и кого, может, никогда не узнаем);
— живых и усопших;
— начальников и представителей власти; коллег по работе; случайных водителей и пешеходов; соседей по дому или даче; одноклассников и одногруппников; учителей и преподавателей; уборщицу в храме и священнослужителей и др.

Виктор

Осуждать «можно»:
— ПРЯМО (ругая, браня, упрекая, укоряя (с гордостью, вместо того, чтобы пожалеть), возмущаясь, воздыхая на ближнего, придумывая наказания, презрительно относясь, передразнивая, пересмеивая, смеясь вслед, обзывая (придумывая прозвища), сравнивая с другими людьми (реальными, или из притч, или других национальностей), сравнивая с животными, давая характеристики.
— КОСВЕННО (рассказывая другим о жизни ближнего или о произошедшем с ним случаем — высказывая что ему следовало бы сделать; кто прав, кто виноват; правильно это было или неправильно; справедливо — или нет, и др.. Этим также можно подать повод к осуждению людям, кто к этому расположен).

Виктор

(Рим. 14: 1-9: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, [что можно] есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно]. Всякий [поступай] по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — [всегда] Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми»)

Виктор

(Рим. 14:10-13: «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну.»);

Виктор

(прп. авва Исаия: «Приносящие истинное покаяние не занимаются уже осуждением ближних, они занимаются оплакиванием грехов своих»)

(из пособия к Исповеди прот. Михайловского: «Если увидишь кого совершающего грех, то сразу посмотри на себя и найди, что и ты когда-то (или до сих пор) согрешал этим или чем хуже и скажи про себя «Грешен перед Богом». А если никогда не совершал того греха, то скажи «Бог сохранил меня от этого греха»)

Виктор

(осуждение — это всегда ложь, потому что мы ложно судим о том, чего достоверно не знаем — почему один — такой, а другой — нет; почему кто-то сделал или сказал это, и т.п. )
(если видишь в ближнем какую-либо страсть или немощь (теплохладность, равнодушие) и хочешь обличить его в этом, то знай, что ты сам ею уже заражен. Ты хочешь обличить кого-то в алкоголизме? Да ты сам ходишь, как пьяный, ежедневно упиваясь стратью тщеславия, любуясь самим собой и своими добродетелями! Поистине, начало духовной жизни — это начать видеть свои грехи ).

Виктор

(намереваясь вслух, с насмешкой обвинить ближнего в каком-либо грехе или страсти, подумайте прежде, для того ли нам открыто Евангелие, чтобы мы могли поглумиться над своими братьями и сестрами? )
(когда захочешь кого осудить или уже осудил (для совершения греха можно ничего не сказать вслух, можно даже не иметь в уме ни одной мысли, но достаточно одного пренебрежительного взгляда в сторону ближнего, достаточно одного осудительного чувства), но и тогда попроси прощения у Господа, сказав “Господи, прости”, и сначала переноси это покаянной молитвой прп. Ефрема Сирина: “Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего” (произнесенной столько раз, пока не уйдет осудительное чувство).
А затем укорением только себя и оправданием ближнего (когда мы будем думать как нам это сделать, Благодать Божия просветит нас в этом), с пониманием, что неизвестно как бы мы себя повели, оказавшись в его положении, и что брату нашему (или сестре) Господь просто не дал столько талантов, сколько нам и почему мы имея большее не хотим послужить ему (или ей) или даже просто потерпеть? Кому больше дано, с того больше и спросится. При этом надо быть внимательным, чтобы после 5-минутной внутренней борьбы мы не сдались и не пошли к ближнему, чтобы высказать ему все, что о нем думаем. ).
(что интересно, часто бывает после осуждения (не важно, если это было только мысленно, или мы осудили чье-то поведение годичной давности (что кто-то был непослушным или слишком умным), или даже ничего не помыслив и сдержавшись от словесных упреков, просто возмутились духом на грех ближнего (или на его равнодушный отзыв о своем грехе), то в этот же день Господь может попустить нам впасть в те же самые грехи – для вразумления );

Виктор

Осудить «можно» за:

— ГРЕХОПАДЕНИЯ, СТРАСТИ (видя ли их явно, слыша ли от других или слыша от самого ближнего на Исповеди. Пусть даже против нас. Или что не ходят в храм (фразами типа “что, грехи не пускают?” (с насмешкой), или ходят, но в неподобающей одежде, или неблагоговейно там себя ведут (не отключают моб. телефон, разговаривают и др. — но все равно сделать замечание надо), или кажется, что поют для своей славы, а не Божией; или не кается; или слишком много разговаривает, или слишком много ест, или имеет избыточный вес и др.)

— НЕДОСТАТКИ (телесные, характера, в выполненной работе: кажущиеся или действительные; грязную одежду, неприятный запах и др. Или на обещание ближнего придти через 1 час: “у него где — час, там — два…”);

— РЕАКЦИИ НА СОБЫТИЯ (как человек бурно на все реагирует; как будто мы можем за себя поручиться, что в новой ситуации (при новых событиях) мы сможем не согрешить (скажем, сделаем, подумаем безстрастно, по-христиански);

— СЛАБОСТИ, НЕМОЩИ, ОШИБКИ (уничижая, а себя при этом считая лучше (например, видя сидящих в храме во время службы); и др. Не стараясь покрыть это милосердием. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Например, фразы: “во, дурак…”, “ну ты лошара…”, “от тебя толку никакого…”, “ты не можешь посмотреть на себя со стороны…”, “эх, ты…”)

— ОБРАЗ ЖИЗНИ, ПОВЕДЕНИЕ (бедность (нищих), отсутствие жилья (бомжей), богатство, которое может и не греховное; сидящих у храмов с протянутой рукой. Например, наверно неважно где спать − на кровати или на полу (“как цыгане”), хотя может имеет значение с духовной стороны. И неизвестно какими бы мы стали, родись мы в цыганской семье. Или неважно, придя домой из магазина, сначала выложить продукты, а потом снять верхнюю одежду или наоборот. Например, с фразами: “ты как тот-то…”, или “он вечно делает то-то. Или что со мной не здороваются. Или “уселся тут…”, “понаехали…”, “лентяйка…”).

— ОБРАЗ МЫСЛЕЙ, ВЕРУ (ерят в Истинного Бога или нет, считают что-то за малый грех или за большой, или вообще не считают; обряды иноверцев; отношение к выполняемой им работе (пусть даже оно действительно недуховное). Или фраза: «это надо же до такого додуматься!…»).

— ЦЕННОСТИ (пусть даже это будут соблазнительные наряды).

— ЗАКАЗЫ, ПОКУПКИ, ВЫБОР (каких-либо вещей. Например, фраза: “им видите ли…”).

— ДОБРЫЕ ДЕЛА БЛИЖНИХ (этим мы обличаем свою духовную слепоту, не спеша сами творить добрые дела, и не осознавая, что ни одно из них, особенно омытое терпеливым перенесением вызванных им скорбей, не пропадет даром, но на мытарствах послужит в прощение Богом одного или многих наших грехов. Например, фраза: “он ведь у нас…”);

— ДЕЛА БЛАГОЧЕСТИЯ БЛИЖНЕГО (кто совершает земные поклоны в воскресный день, кто часто причащается, кто долго задеживается на Исповеди);

— ХУДЫЕ ДЕЛА БЛИЖНИХ (осуждая в этом, не можем представить, в какие более тяжкие грехи сами могли бы впасть, оказавшись в той жизненной ситуации и окружении, в которых находился ближний);

— РАБОТУ БЛИЖНЕГО (сделанную, недоделанную, или делается медленно. Или подход к ней: что он решил сделать сейчас, а что — потом. Или как сделать (например, ремонт в квартире). Или цены — «накрутили» (не имея представления какие доходы и расходы у ближнего). Или «вон — идет…». Или, например, видя недобросовестно выполняющих свои обязанности. Или используют труд для своей славы. Или, даже добросовестно: видя делающих дорожную разметку в конце рабочего дня: [“Нашли время — в час-пик! Сейчас из-за них пробка будет на мосту! Рисовальщики! Штрафовать надо за такое! Вон, еще одни…”]. При этом не имея представления ни о настоящем: почему они именно здесь и сейчас просто выполняют свою работу. И почему они должны делать ее во вне рабочее время? Или ради нас не спать ночью, чтобы ее исполнить? (у них ведь тоже семьи, дети). Ни о будущем: будет ли действительно пробка и насколько долго? Правильно о нас сказано, что мы все стали лжесвидетелями и лжепророками).

— ИМУЩЕСТВО БЛИЖНЕГО (очень дорогое по нашим меркам, или, наоборот, “нищенское”. Например, называя его старый автомобиль “корытом”, типа, что он, вообще, тут на дороге делает? Или обезпеченных называя “богатенькими” или “деньги девать некуда!”, “наворовал”. Об одежде: «Ишь, вырядился!…»).

— МЕСТО НАХОЖДЕНИЕ БЛИЖНЕГО (считая, например, считая, что ближний вступил на должность, чтобы поудобнее устроиться. Или, что он не на своем месте. Для осуждения достаточно одной мысли типа “а вы сами зачем сюда приехали?”. Например: «чиновнички…»).

— СЕМЬИ, ОРГАНИЗАЦИИ БЛИЖНЕГО (назвая ее “семейка”).

— СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПОРЯДКИ В ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАКОНЫ (Например, фраза: “дурдоом…”)

Комментировать:
Все поля, которые обозначены (*) обезательны для заполнения